Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультации учителя-дефектолога Барковской Татьяны Романовны для родителей и воспитателей специальной группы № 9

Дата: 24 сентября 2020 в 20:29, Обновлено 28 марта 2022 в 20:01
Автор: Орехво К. А.

Мастер - класс "Су-джок массажеры в развитии речи детей"

Одним из нетрадиционных методов работы с детьми, имеющими нарушения речи, которые мы используем в своей работе является Су-Джок терапия. (в переводе с корейского су-кисть, джок – стопа).
В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.
Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
В детском саду применяются Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами и массажными ковриками в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком стимулируются зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Один из плюсов Су-Джок терапии - абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях, проводя стимуляцию биологически активных точек.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Приемы Су - Джок терапии активно используюся в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Наши занятия имеют следующую структуру: (этапы)
«Наши ёжики по нам уже очень, очень соскучились и хотят скорее поиграть с вами!»
Детям демонстрируется :домик, мама Ежиха (игрушка, маленькие ежата (шарики Су-Ждок).
Массаж специальными шариками. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек. Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют эти точки. 

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Повторяем несколько раз до появления тепла и покраснения ладошек.

• Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями).

• По тропинке, по дорожке (слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)
Топают к нам чьи-то ножки.
Это ёжик, посмотри, (пр. р. катаем мячик в ладошках, пальцы широко)
К нам пробрался из глуши. (растопырить)
По столу всласть находился (л. р. катаем по столу мяч круговыми движениями)
И в ручей потом свалился. (перекидываем из руки в руку)
Уколоть он нас решил, (катаем по тыльной стороне левой, правой кисти)
Только понял – нету сил.
Он пофыркал, (с пальцев слез подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь)
И ушёл обратно в лес. (пр. р. слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)

• Упражнение-сказка «Ёжик на прогулке»
Жил — да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

• Игра «Поймай ёжика». Дети перекатывают массажные шарики друг другу по столу.
В каждом шарике есть сюрприз - «волшебное» колечко!

И следующий прием (этап) это: Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до покраснения и появления ощущения тепла.
• Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
• Ивану-большому — дрова рубить (большой палец)
Ваське-указке — воду носить (указательный палец)
Мишке-среднему — печку топить (средний палец)
Гришке-сиротке — кашу варить (безымянный палец)
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. (мизинец).
Упражнения для развития памяти и внимания, пространственных представлений. Эти упражнения всем нам хорошо знакомы, просто адаптированы для применения с Су-Джок шариками и кольцами.
Дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Совершенствование лексико-грамматических категорий.
• Упражнение «Назови ласково» Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя предмет ласково.
• Упражнение «Скажи наоборот» (Далеко-близко, смешно-грустно, светло-темно, много-мало, большой-маленький и т. д.)
• Упражнение «Кто его мама» Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя детёныша животного (телёнок).
• «Чей? Чья? Чьи?»
Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?» - лисий)
• «Ловко с шариком играем и предлоги называем» На столе коробка, по инструкции ребенок кладет шарики соответственно: в коробку; под коробку; около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Закрепление связи звука с буквой
«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу» «Шар по ладошке прокати – верно букву напиши» Прокати шарик по написанной букве. Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Телеграфисты» «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
Самомассаж.
Стимулирование активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук при помощи различных приспособлений по выбору ребёнка (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, карандаши с рёбрами).
Автоматизация поставленных звуков.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение, т. е. происходит автоматизация поставленного звука в речи.
• Игра-сказка. «Приключения Ёжика.»
Свернулся ёжик клубком - Покатился кувырком. По ямкам и кочкам. По тропкам и мосточкам. Мимо ёлок и клёнов, Мимо кедров зелёных. По мягкой травке. По жёсткому песку. Глубокого оврага Крутому бережку. Вокруг горок и бугорков. Вдоль речек и ручейков. Мимо белки с шишкой. Мимо косолапого мишки. Мимо кукушки. И остановился на опушке.
С Ёжик утром проснулся, Солнышку улыбнулся. Чистой росой умылся, Вкусной сушкой подкрепился. Ес-ес-ес, ес-ес-ес, Отправился гулять в лес. В лесу с лисой повстречался. Лису сильно испугался. Са-са-са, са-са-са. Ох, не съела бы лиса. От испуга свернулся клубком, Покатился с бугра кувырком. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Покатился скорей от лисы. Катился, катился И под кустом притаился. Посидел, посидел под кустом. В свою норку пустился бегом.
З Ёжик в деревню забрёл, Увидел зелёный забор. За забором пёс Трезорка Заливался лаем звонко. А коза и козлятки Занимались зарядкой. А Зоя садила розы Возле кудрявой берёзы. А Лиза незабудки Возле Трезоркиной будки. А бабушка Зина Корзину взяла, По землянику пошла. И ёжик за ней засеменил - Он тоже землянику любил.
Ж Идёт ёжик по дорожке К своему дружку ужу. Жу-жу-жу, жу-жу-жу К своему дружку ужу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа День рожденья у ужа. Уж позвал к себе на ужин Жабу, ёжика, стрижа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Ёжик весело бежит. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Пирожок несёт ужу. Пирожок с черникой И свежей ежевикой.
Ш Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Шёл ёжик неспеша. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, К мышатам-малышам. К мышонку Паше И мышке Маше. Их мама-мышка Напекла пышки. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Вышли пышки хороши. Шёл ёжик, шёл, Носиком повёл - Унюхал Мышкины пышки, Побежал вприпрыжку. Ош-ош-ош, ош-ош-ош Очень запах был хорош.
Ч Ёж к черепахе на чай собрался. Четыре часа до неё добирался. В гостях ел калачи, чай пил. Так и вечер наступил. Еж с черепахой простился, К ручейку спустился. Увидел лодочку у ручья И спросил её: ты чья? Ответила лодочка хохоча: Я ничья! Совсем ничья! Плыву худа хочу. Хочешь тебя прокачу? Прокачу по ручью. Быстро домой домчу. Ёж на лодочку вскочил И домой поплыл. Добрался за полчаса. Что за чудеса!
Л Ёжик шёл, шёл, шёл, Ёжик шёл, шёл, шёл И до ёлочки дошёл. Ол-ол-ол, ол-ол-ол, И до ёлочки дошёл. Что за чудо ёлка- Колкая иголка. Ла-ла-ла, Ла-ла-ла, Как ты ёлочка мила. Ол-ол-ол, ол-ол-ол. Ёжик ёлку обошёл. Ол-ол-ол, ол-ол-ол. Снова ёлку обошёл. Ил-ил-ил, ил-ил-ил, Долго ёжик так ходил. Ул-ул-ул, ул-ул-ул, И под ёлочкой заснул.
Л Лодка по волнам плывёт, Лодка ёжика везёт. Ёжик в лодке сладко спал. Ёжик с лавочки упал. Покатался, покатался, Покатался, покатался, Вновь на лавочку поднялся. Волна лодку подхватила, С боку на бок наклонила. Ёжик тоже наклонился, Вновь упал и покатился. Долго лодочка плутала. Долго ёжика катала. Наконец-то доплыла. Ёжик выскочил из лодки И запел: ла-ла-ла-ла!
Р Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Проснулся ёжик поутру. Выбрался из норки, Пробежался вокруг горки. Попрыгал, покружился, В ручейке умылся. Позавтракал черникой И красной брусникой. Побежал к другу бобру Играть в новую игру. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, На пути стоит гора. Ёжик на гору забрался. С горы скатиться собрался. Свернулся в клубок. По кочкам прыг да скок. Прикатился к запруде бобра. Ура! Ура! Ура!
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука
• Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
• Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа, (мизинец)
Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.
«Посмотрите, наши ёжики привели нас в лес. И первым в этом лесу нам встретился…
Танцующий медвежонок
Медвежонок топает по коврику на внешнем своде стопы: на месте, вокруг себя, вперед-назад.
А медвежонок то у нас не простой, он умеет не только танцевать, но и качаться на качелях…
Качели
Делаем перекаты с пятку на носок, словно качельки.
Важная цапля
Стоя на коврике, важно поднимаем прямую ногу вперед, тянем носочек от себя. Поочередно каждую ногу.
Трусливый заяц спрятался под кустиком. Зайка стоит на коврике, потом присел, не отрывая ступней, наклонился вперед, обнял руками голени, опустил голову — спрятался.
Игра «Жуки»Притворяемся жучками. У каждого жучка — цветок, то есть 1 квадратик-пазл.
На цветочке два жука танцевали гопака: (маршируем на месте, руки на поясе)
Правой ножкой топ-топ, (топаем правой ногой 2 раза)
Левой ножкой топ-топ-топ (топаем левой ногой 3 раза)
Крылышки подняли вверх: кто летит быстрее всех? (спрыгиваем с коврика и летим вокруг «цветка»)
Вот и прилетели, на цветочек сели … (вновь наступаем на цветочек, приседаем и ладонями касаемся коврика)
Лес то у нас оказался не простой, а волшебный, ведь в нем живут «Гномики и Великаны»
Игровая ситуация: Ребята, пока мы с вами знакомились с обитателями леса наши маленькие ежата куда то пропали…Смотрите, они убежали за болото и никак не могут вернуться в домик к маме! Игра «По кочкам» Оставляем хаотично раскиданные коврики-пазлы на полу — это кочки. Надо пробежать эстафету по кочкам и не упасть, взять 1 ежонка и вернуть в домик к маме.
Вот и вернулись мы из нашего путешествия. Малыши ежата и их мама благодарят вас за то, что вы вернули их домой и ждут вас снова в гости. Что бы так же весело поиграть с вами и в следующий раз!

Почему нужна специальная группа моему ребёнку?

       Ежегодно, как правило,   с февраля по май  месяц проходят психолого-медико-педагогические  комиссии, состоящие из специалистов ГЛР ЦКРОиР,  в дошкольных учреждениях по набору детей в специальные группы для детей с нарушениями речи  для  дальнейшей работы с учителем-дефектологом (учителем-логопедом) в детском саду.  Учитель-дефектолог  (учитель-логопед)  занимается  формированием речи ребенка  для его дальнейшего полноценного овладения грамотой  в школе. Очень часто родители  обеспокоены тем, что их ребенку предлагается посещать группу, где будут находиться 12 ребят  с недоразвитием речи. «Мой ребенок говорит хорошо, у него только не получается сказать [Р], а его уже сразу к плохо говорящим определяют», - слышат специалисты от  родителей.

Как на это   можно возразить?

Во – первых, из-за одного неверно произносимого звука никакой логопед не предложит ребенка определить в специальную (логопедическую) группу. Показаниями для нахождения ребенка в такой группе служит совокупность  нарушений: нарушение произношения 2-3 групп звуков речи, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры, грамматического строя, связной речи.

Давайте разберемся, чем занимаются дети в специальной (логопедической) группе детского сада? Чем же работа педагогов специальных (логопедических) групп отличается от работы в массовых группах?

В специальных (логопедических) группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, уточнение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев  взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадывать, самостоятельно составлять  загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом, ритмом, плавностью речи.

Вся перечисленная работа проводится в специальных (логопедических) группах   в форме групповых,  подгрупповых занятий, в индивидуальной работе с детьми. Кроме того, воспитатели данных групп  работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

 Работа в специальных (логопедических) группах длительная, кропотливая. Она условно делится на несколько периодов. Один  из них – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, его результаты  и анкетирования родителей заносятся в карты психолого-педагогического обследования   детей. Ознакомиться с картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявляет обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных, реже заднеязычных, йотированных звуков ). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называемое общее недоразвитие речи(ОНР). Для данного нарушения характерны такие особенности, как

несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения (ОНР) уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после обследования.

 Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? В первую очередь нужно понять то, что Вашему ребенку  1-2 года стоит посещать именно эту специальную группу, где ему  помогут больше, чем в массовой  группе. Не стоит думать, что рядом с детьми с речевыми нарушениями Ваш ребенок станет говорить еще хуже. Это одно из заблуждений родителей. Какие еще аргументы приводят родители, чтобы не отдавать в специальную (логопедическую) группу? «Мы не хотим переходить из своей группы  от своих знакомых и, ставших почти родными, воспитателей. Дети привыкли к одногруппникам и взрослым. Да и ремонт в группе недавно сделали», - говорят мамы. Если Вам важнее все перечисленное, то занимайтесь с ребенком сами. Только помните, что упустив один год, наверстать отставание бывает еще сложнее. Позже Вашему ребенку  могут предлагать отсрочку от обучения  на 1 год из-за речевой неготовности к обучению в школе. Поэтому нужно прислушиваться к специалистам. Не шептаться между собой в коридорах детского сада, а идти консультироваться с учителем-дефектологом.

Хочется отметить, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные (выполняются задания в субботу, воскресенье), возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка, раскрашивание, дорисовывание и др.) выполняются карандашами, ручками ребенком самостоятельно;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются полностью.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания, не злоупотребляйте играми с мобильными телефонами и компьютерами, общайтесь с ребенком  каждую минуту, не жалейте своего времени. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок будет посещать  специальную (логопедическую) группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение грамоте детей 5-6 лет учителем-логопедом (учителем-дефектологом);

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в полном взаимопонимании  между учителем-дефектологом (учителем-логопедом),  членами  семьи  и воспитателями, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Родители имеют право приходить на занятия к учителю-дефектологу (учителю-логопеду), выполнять  артикуляционную гимнастику вместе со своим ребенком перед зеркалом, запоминать артикуляционные позы, готовить речевой аппарат к правильному произнесению звуков речи.

Не опоздайте сделать правильный выбор!

Учителя-дефектологи  Вам помогут, не бойтесь обращаться к специалистам!

Рекомендации родителям,

имеющим детей с трудностями в обучении

1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом;

2. Диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;

3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;

4. Причины ЗПР:
— медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания);
— психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).

5. Специалисты, которые могут Вам помочь:
— врач-невролог, психоневролог;
— учитель-дефектолог;
— педагог-психолог;
— учитель-логопед.

6. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

7. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
— не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребёнку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьёй;
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3.Организация режима дня и места для занятий:
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4.Специальная поведенческая программа:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Потешки, песенки, прибаутки малышам

http://www.vsesdelki.kiev.ua/content/2012/20120303/visitor/images/201203/f20120303203219-shutterstock_9519556.jpg

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками.

Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. 

Пестушки

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягунюшки,
Порастунюшки, 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки, 

Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушекпотешки отличаются тем, что они рассчитаны наактивность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька, 
Кашка сладенька, 
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой: Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается). Или: Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. В светлом теремочке

 

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: Собака на кухне
Пироги печет. 
Кот в углу 
Сухаpи толчет. 
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках


Небылицы

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках. Или Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая: 
Одним днем 
Не обойдешь кругом. 
Всей деревней ели
Целую неделю. Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Говорим на двух языках

      Многие  родители мечтают видеть своего ребенка умным, талантливым, общительным.   Уже с пеленок начинают  записывать их в  кружки  по изучению английского, польского и других языков. Но они  даже не подозревают, что не всем дошкольникам полезно  изучать несколько языков  одновременно. Например, детям с нарушениями речи лучше всего находиться в единой  языковой среде, так как  одной из причин речевого недоразвития является билингвизм (двуязычие).

      Маленький  ребенок с младенчества улавливает родную мелодику, артикуляционный уклад органов при произнесении слов, которые становятся базовыми механизмами, речедвигательными стереотипами  развивающейся речи. При наличии речевого нарушения  и  двуязычия у ребенка не формируются эталоны правильной речи.

Конечно, очень не просто перевести все семьи, в которых воспитывается ребенок с  общим недоразвитием речи (ОНР) в одно языковое поле. Так сложилось, что в западной  Белоруссии говорят, как минимум, на двух языках: русском, белорусском, поэтому развитие речи детей дошкольного возраста протекает в условиях билингвизма (двуязычия).

       Для учителей-дефектологов, учителей-логопедов  билингвизм (двуязычие) вызывает  трудности, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода  речевых ошибок  в устной и письменной речи.

 Общеизвестно, что дошкольный период от 3-ех до 6-ти лет является одним из главных в речевом развитии ребенка.  В это время отмечается значительный рост словарного запаса, формируются грамматический строй, фонематический слух (умение различать фонемы родного языка),  связная  речь, умение произносить слова сложного слогового состава, умение анализировать 3-4-5-звуковые слова.                

Как же влияет билингвизм (двуязычие) на развитие речи ребенка  с ОНР (общим недоразвитием речи)?  Попробуем разобраться.

 У ребенка  4-5-ти лет  учителя-дефектологи, учителя-логопеды формируют грамматический строй:   умение  изменять существительные по падежам и числам, верно согласовывать существительные с числительными, правильно употреблять предлоги, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и др. На некоторых примерах формирования грамматического строя речи легче всего  проследить типичные речевые ошибки детей с ОНР, говорящие на двух языках.

Грамматический строй речи

Дети одной языковой среды

Дети двух языковых сред

Изменение по родам, числам, падежам

Много яблок, книг

Много яблоков, книгов

Согласование существительных с числительными

Два дома, пять роз

Два домы, пять розов

Предложно-падежные окончания

Дружу с Димой, Алешей

Дружу с Димам, Алешам

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Наташенька, Леночка

Наташка, Ленка

Конечно, когда ребенок взрослеет, у них растет и опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка. Именно чувство языка подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический отбор, способ сочетания слов в предложениях. Закрепляются навыки словообразования разными способами: суффиксальным (шапка – шапочка, лужа – лужица), префиксальным ( одеться – раздеться, переодеться) и т.д.

      Нередко  сами взрослые говорят неверно, путая род  существительных («собака побежал», время глаголов («Он мне будет говорить»  - о прошедшем говорят в будущем времени) и др. Все это объясняется близостью двух славянских языков. Но взрослые могут контролировать себя, а ребенок – не всегда. У него еще не сформирован эталон правильной речи.

   В специальной (логопедической) группе работают  такие  педагоги, которые прекрасно владеют языком, их речь образна, красива, точна.  Замечено, если с дошкольником   дома и в детском саду общаются на одном (русском или белорусском) литературном языке, он запоминает красивые обороты, использует фразеологизмы, сравнения. Его речь становится богаче, образнее, точнее.  

В дошкольных учреждениях Беларуси предусмотрен  так называемый белорусский день, когда все занятия проводятся на белорусском языке. Этого дня не может быть в специальных (логопедических группах) из-за  все того же билингвизма (двуязычия). Дошкольникам  с ОНР сложно объяснить, что  по-русски мы говорим «красивый зал», «собака побежала», а по-белорусски «прыгожая зала», «сабака  пабег». Очень важным моментом является то, что произношение отдельных звуков двух славянских языков отличается значительно ( ч, щ, рь  - в белорусском языке они всегда твердые ). Учитель-дефектолог, учитель-логопед ставят звуки на одном  языке, как правило, русском, если это не белорусскоязычное  образовательное  учреждение.

И все-таки, в каком возрасте начинать обучать второму языку?

Тогда, когда  будет преодолено общее недоразвитие  речи, когда будет понята разница между близкородственными языками, когда, наконец, возникнет желание самого ребенка овладеть вторым, новым для него языком.

Мой ребёнок не говорит

Нормы развития детской речи:

Возраст ребенка

Показатели доречевого

и речевого развития

1-2 мес.

Появляются крики разной интонации

1,5-3 мес.

Малыш гукает и «гулит», повторяя за родителями или самостоятельно произнося слоги

4-5 мес.

Появляется лепет, отдельные подобия слов из двух одинаковых слогов

8 мес.-1 г. 3 мес.

Появляются лепетные слова и звукоподражания (ляля, биби, пи-пи), к году таких слов 3-4, к 1г.3 мес. – около 6 слов

1 г. 6 мес.

Словарный запас малыша от 7 до 20 слов

1,5 г. – 2 г. 2 мес.

Появление предложений из 2 слов типа «дай пи» (пить)

1 г. 10 мес.

Появление фразы, состоящей из двух слов, ребенок может показать 2-3 части тела

1 г. 9 мес.- 2,5 года

Малыш может задать вопрос, его словарь вырос до 50 слов, он понимает и выполняет инструкцию из 2 частей

2 г.4 мес.- 3,5 года

Ребенок начинает изменять слова в соответствии с грамматикой родного языка, может сказать, как его зовут, сколько ему лет

3 года

Словарный запас 250 слов, малышу доступны предложения из 3 слов

2,5 -3,5 года

Период сочинения собственных слов, в речи появляются местоимения я, мы, мне, ты

2,5-4 года

Во время игры ребенок сопровождает свои действия проговариванием того, что он делает

Бывает, что ребенок не говорит и в 4-5 лет — что же делать родителям?

Почему виноваты родители?

Тяжелее всего приходится родителям детей с недоразвитием речи, потому что коррекция этого недостатка занимает порой несколько лет. И это при условии, что логопед занимается с такими детьми по три раза в неделю, а дома родители самоотверженно ежедневно упражняются с ребенком.

Для закрепления эффекта от занятий требуется периодически проводить медикаментозную стимуляцию речевых зон мозга детским невропатологом.

И даже такие меры не гарантируют того, что к началу школьного обучения малыш наравне со сверстниками освоит все возможности родной речи.

Горько сознавать, что всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители таких детей были несколько осмотрительнее, более внимательными, и более ответственно отнеслись к своему ребенку.

Безответственное отношение к беременности:

«Уж сколько раз твердили миру…» о вреде для беременной женщины курения и алкоголя, а девушки, безответственно относящиеся к здоровью будущего малыша, встречаются все чаще и чаще. Счастье, если ребенок родится с сохранным интеллектом, но и тогда отрицательное влияние токсинов на мозг обеспечено. Поскольку речь – самое молодое образование у человека, то и страдает она при всевозможных проблемах самая первая.

Речевые зоны мозга могут быть повреждены:

*При частых стрессах беременной женщины.

*При резус-конфликте.

*При сочетании беременности с сахарным диабетом, патологиями почек, щитовидной железы и другими хроническими заболеваниями.

*При генетической предрасположенности.

*При действии токсинов никотина, алкоголя, наркотиков, бесконтрольном приеме лекарств.

*При не леченном позднем токсикозе беременности (гестозе).

*При родовых травмах, при травмах головного мозга в раннем детстве.

Ограничение общения с взрослыми в раннем детстве:

Нормальная речь не сформируется у ребенка, обделенного вниманием взрослых с первых месяцев жизни. Наверное, всем известны истории «о детях Маугли», воспитанных животными, речь которых уже восстановить невозможно даже при самом большом желании.

Термин «госпитализм» характеризует состояние детей-сирот, которые с рождения росли в условиях больницы. При самом хорошем уходе они чаще домашних детей болели и значительно отставали в развитии. Вот как велико значение общения со взрослыми для развития вообще, и для речевого развития в частности.

Нужно показать поближе заинтересовавший малыша предмет, назвать егонесколько раз. Если это игрушка — показать, как с ней можно играть, сопровождая свои слова действиями. Манипуляции, проводимые матерью, вроде умывания, кормления, переодевания, следует сопровождать подробными комментариями, называя предметы обихода и действия с ними.

Если ребенку попались «молчаливые» родители, или вместо игрушек или общения с матерью он с утра до вечера видит постоянно бубнящий телевизор, не стоит удивляться, что к 2 годам малыш не произнесет не только ни одного предложения, но и не в состоянии будет выговорить ни одного слова.

Огромное значение для общего развития и для развития речи имеет приучение детей к слушанию произведений детской литературы. Богатство народных потешек, песенок, сказок и прибауток поможет ребенку раньше заговорить. Впоследствии произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и многих других великолепных детских писателей станут для малыша ориентиром правильной речи.

Не стоит обольщаться, что будет хорошо учиться в школе ребенок, в доме которого нет ни одной книги, и родители которого не читают ничего, кроме сообщений в социальных сетях. Может, он и станет середнячком, но звезд с неба хватать не будет — это точно. Ребенку нужно не просто читать, но и обращать внимание на поступки героев произведения, на авторские обороты речи, заучивать фразы и стихотворения.

Увлечение компьютерными играми:

Как умиляет взрослых малыш, в 2-3 года уверенно пользующийся планшетом или смартфоном родителей. Многим мамам спокойно заниматься домашними делами, когда малыш может, и час и два смотреть мультфильмы не самого лучшего качества.

К сожалению, у этой медали есть и оборотная сторона. Чрезмерное и раннее знакомство с гаджетами и бесконтрольный просмотр мультфильмов тормозит восприятие ребенком речи взрослых, переводя его в область зрительных образов.

В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию. Из-за этого, а так же из-за того, что во время таких занятий нет живого эмоционального общения, очень страдает развитие речи.

«Ничего, заговорит». «Вот у Маши дочка в пять лет заговорила — и ничего страшного». «Его папа тоже сказал первое слово поздно». «Да не пойду я к невропатологу, начнут делать уколы, совсем тормозом станет». И это - только малая доля того, что приходится слышать от мам, дети которых к 2 годам не могли сказать ни одного слова!

А, между тем, уже в два года и шесть месяцев возможны занятия с логопедом, стимулирующие речевое развитие. Они проводятся в игровой форме, специалист владеет приемами диагностики и коррекции таких нарушений. В случае необходимости он посоветует подключить детского психоневролога, психолога-дефектолога.

Детская психика пластична, чем раньше начаты такие занятия — тем больше можно сделать за то же самое время.

Японские ученые приводят в своих исследованиях аргументы, говорящие о том, что коррекция недоразвития речи, начатая после 3 лет, вообще не дает значимого эффекта.
Виды речевых нарушений:

Выяснить, что стало причиной того, что ребенок не говорит, под силу только специалисту. Поэтому при малейшем подозрении на задержку речи, нужно срочно пройти обследование у хорошего специалиста.

От правильного диагноза многое зависит, потому что при разных патологиях используются разные методики коррекции.

Формы речевых патологий:

Моторная алалия – ребенок понимает речь, но не может построить свои высказывания. Причина – повреждение клеток головного мозга или запаздывание их созревания.

Сенсорная алалия – понимание речи нарушено, вследствие этого не развивается и собственная речь.

Афазия – речь начала развиваться, но ребенок вдруг замолчал. При этом слух не нарушен, так же как и подвижность органов артикуляции (губ, языка). Причина – травма мозга, его опухоли и воспалительные процессы.

Ринолалия – нарушение произнесения всех звуков, гнусавость. Причина – расщелина неба или его частичный паралич.

Дизартрия – смазанное произношение слов, нечеткая и неясная речь. Причина – поражение мозга из-за родовой травмы или асфиксии, опухоли, инфекции центральной нервной системы, «волчья пасть», «заячья губа».

Более легкой формой считается темповая задержка речи, когда ребенок отстает от своих сверстников на несколько этапов, позже осваивая навыки нормальной речи. Ее причина – недоразвитие мозговых структур, отвечающих за речь, которое с возрастом компенсируется при условии коррекции речи с логопедом.

Если не обращать внимания на отставание ребенка от возрастных норм, если его речь никто, кроме близких понять не может — последствия такой безалаберности родителей могут быть самыми тяжелыми. С таким ребенком, который кажется младше своих сверстников, все близкие «сюсюкают». Он общается с детьми, младше себя по возрасту, сверстники его дразнят, избегают общения. Это нередко приводит к задержке общего развития ребенка.

Такие дети долго не могут научиться читать и писать, делают это с глупейшими и необъяснимыми ошибками. Отсюда следует полнейшее нежелание учиться, нелюбовь к школе, боязнь отвечать, развивается огромный комплекс неполноценности.

Нередки случаи нервных и психических расстройств на этой почве.

Человек, который не может полноценно общаться, не сможет полноценно реализовать себя профессионально, наладить взаимоотношения с другими людьми, то есть его возможности сильно ограничены.

Вот к таким тяжелым последствиям приводит безответственность и равнодушие родителей.

Изучаем геометрические фигуры

вместе с мамой и папой

http://floksmix.ucoz.ru/48464139_789_thumb-1-.gif Дети вместе с родными много времени проводят на улице. Здесь существует огромное количество игр. Рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Однако можно совместить приятное с полезным. Если вы с ребенком изучаете дома геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?

1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратите внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко катится). «Нанижите» бусинки-кружочки на нарисованную ниточку. Начните рисовать бусы для бабушки, предложите малышу продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т.д.

2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, позже не в красное и не в желтое (малыш должен сообразить в какое). Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т.д.

3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?

4. Изучаем квадрат. Теперь квадраты – это клетки для животных в зоопарке. Расселите туда животных. Можно нарисовать их, а можно и посадить выдуманных (палочки, веточки, листики, камешки). Еще поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: « Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один». Потом поменяйтесь местами.

5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольником, выше квадрата, между двумя овалами, слева от трапеции, справа то круга и т.д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги, светофор. Смотрите, какой формы различные предметы. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы. Еще один вариант игры с прямоугольником – представить, что это ковер-самолет. Скажите ребенку, что он волшебный. А для того, чтобы он мог лететь, его нужно разукрасить. Еще можно предложить другим геометрическим фигурам покататься на ковре-самолете. Пусть малыш «посадит» их.

6. Изучаем трапецию. Расскажите малышу, что трапеция – это мостик через реку. Нарисуйте трапеции разного размера и реки разные (широкие, средние, узкие). Предложите малышу подобрать к каждой реке свой мостик. А когда задание успешно выполнено, покатайте по мостам машины. Еще можно одеть куклу, причем одежда должна быть из геометрических фигур. Например, кофта – прямоугольник, юбка – трапеция. Третий вариант: трапеция – это снежная горка. Покатайтесь на санках (листике) с горы, а пассажиры – пальчики малыша.

7. Изучаем линии. Проведите прямую линию, пусть малыш продолжит ее рисовать. Нарисуйте прямоугольник (это будет забор), пусть кроха проводит вертикальные линии – рисует дощечки забора. Верхушки – небольшие треугольники. Волнистая линия – волны на море. Отличный способ поговорить о морских жителях и растительности.

В данные игры можно играть не только на улице, но и дома с карандашами, фломастерами, красками. Приятных вам игр и интересного изучения геометрических фигур!

Всего 20 минут

Современная женщина так много должна! Быть красивой и подтянутой, успешной в профессии – непременно престижной, грамотно воспитывать детей, иметь модное увлечение, вести дом… Все эти сферы жизни требуют к себе внимания. Занимают время. Забивают голову мыслями. Мы спешим, несемся, боимся опоздать. Превращаем жизнь в бесконечное колесо рутины – или гонку за успехом. И то, что по – настоящему ценно, со свистом пролетает мимо… Пришло время замедлить свой бег и оглянуться: а в ту ли сторону бежим? Ведь на этих скачках из наших «карманов» вываливаются радость и способность наслаждаться тем, что имеем…

В последние пару лет к нам добралось «поветрие» слоулайфа, то есть медленной жизни. Без спешки, дедлайнов и, главное, суеты – именно она отнимает львиную долю нашей энергии и радости. Ее противоположность, суть слолулайфа – это «смакование» жизни. И это умение особенно важно для родителей.

 

БЫТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Главное «топливо», на котором живет и растет ребенок, - это внимание и любовь родителя. Словно чуткие антенны, наши сыновья и дочки ловят «сигналы» от мамы и папы: взгляд, дыхание, выражение лица, реакция на слова и действия. Если сигнал чистый, без помех – ребенку хорошо. Вы наверняка замечали даже если находитесь рядом с малышом, но мысли где – то витают – ребенок будет беспокоиться. Грудничок кривится и бросает грудь, ребенок постарше – шкодит, школьник – теребит: «Эй, мама, прием!». А что может создавать «помехи»?

- Мысли о незаконченных делах, разговорах, планах.

- Беспокойство о ребенке или других людях.

- Сильная усталость и т.д.

Первый и главный принцип слолулайфа – будь там, где ты сейчас. Если строишь башню из кубиков, не прокручивай в голове телефонный разговор со свекровью или квартальный отчет. Какой кубик у тебя сейчас в руках? Красный или зеленый? О чем говорит ребенок прямо сейчас? Ответь ему словами, а не «угу»…

Можно провести целый день с ребенком, но при этом вести себя как «мама – автомат»: механически греть еду, вытирать нос, выгуливать чадо. Правда, ребенок при этом как – то плохо себя ведет, все время … требуя внимания. А можно выделить 20 минут, которые станут «концентратом» вашей любви и заботы. Суть Slow родительства в том, чтобы буквально впитывать то, что происходит. Общаться с ребенком и быть с ним целиком и полностью.

ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ.

В течении дня периодически спрашивайте себя: где сейчас мои мысли? Что я чувствую? Какие физические ощущения?

Находясь рядом с ребенком, обратите внимание, какой у него сейчас голос? Как он пахнет? Как выглядит, как можно чаще прикасайтесь к нему и обнимайте.

Выделяя время для игры, чтения, разговора с ребенком – отключите телефон, закройте компьютер, выключите плиту. Позвольте себе не отвлекаться, а всецело принадлежать ребенку. Всего 10 – 20 минут…

ПЛАНЫ В ПОМОЩЬ

Еще одна заповедь слоулайфа – «планы для нас, а не наоборот». Не приносите себя в жертву прописанным целям! Ежедневник и расписание – ваши слуги, а не повелители. Планируя предстоящие дни, попробуйте «надо» в списке дел заменить на «хорошо бы». И тогда, если вы чего – то не успеете, не будет места для угрызений  совести. Возможно, сейчас выскажу крамольную мысль, но иногда ребенку – и маме с папой – полезнее прогулять уроки или занятия в кружке ради того, чтобы лишний раз побыть вместе.

КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Современный мир дает нам огромное количество готовой к употреблению информации: кино и телевизор, компьютерные игры и развивающие игрушки…А когда вы в последний раз смотрели с ребенком на облака и угадывали, на кого они похожи? Играли в магазин не с игрушечной тележкой и пластиковыми фруктами, а с каштанами и листочками «в роли» продуктов и денег? Жить со вкусом – значит дать место для фантазии. Готовить и вкушать настоящую еду, а не суррогат. Сочинять и узнавать, а не поглощать.

У ВСЕХ СВОЯ СКОРОСТЬ

Еще один принцип неспешной жизни – всему свое время.

Дайте ребенку возможность развиваться постепенно.

Пусть он не пойдет на горшок в три месяца и не начнет читать в три года.

Разве это важно? Не сравнивайте своего единственного и неповторимого с глянцевой картинкой в рекламе или с соседской Машей.

Позвольте себе узнать именно вашего ребенка.

Позвольте себе узнать себя.

И вкусить жизнь, а не пронестись по ней вихрем.

Как запомнить графическое изображение цифр

Учимся с мамой и папой 

 1. Математическая игра "Найди цифру”Для этой игры потребуется: нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9, рисунки, похожих на цифры, предметов.Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру

2. "На что похожа цифра” Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

3. Математическая игра "Угадай, что за цифра"? Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица.
Посмотрите как стройна! Но одна, всегда одна! 

Словно лебедь, цифра два. Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
Цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.
Если на голову встанет, то девяткой сразу станет!

4. Математическая игра "Картонные цифры”. Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

5. Математическая игра "Потерянные цифры" На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3-5 частей.

6. "Что там на спинке”

Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

 Лепите цифры из пластилина, составляйте из счетных палочек, шнурков и фасоли, рисуйте пальчиком цифры в воздухе, на ладони. Каждую цифру учите сначала отдельно, а только потом смешивайте с другими.

http://floksmix.ucoz.ru/ebaf57c5ed.png

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.