Что нам стоит дом построить: или что надо знать о строительных играх летом.
В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.), Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей. Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.
Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Дети средней группы собираются в игры в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности. Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь, приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты.
Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков. Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин фанеры разного размера и кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.). Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.
Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек. Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?»,— спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) — вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения.
В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными из песка. В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).
В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания и учат" бережно относиться к результатам общего труда.
В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным приемом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочередно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.
Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.
Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов,В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.
Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!» Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе. В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нес водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний.Используя кубические формы, дети строят дома, украшая их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного оргстекла. (Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.
Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения.
Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх). Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ребята сочетают различные способы работы с песком.Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений. Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.
Организация ручного труда в летний период
Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.). Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения. Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (например, к игре «Корабль» — якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки, трубы и пр.), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты (например, изготавливать поделки из бумаги по принципу оригами, папье-маше, шить из ткани, плести из проволоки).
Лето — удобное время для приведения в порядок хозяйства в своей группе. Поэтому детей старшего дошкольного возраста привлекают к ремонту коробок, атрибутов, пособий, книг, кукольной одежды, к пришиванию пуговиц, петель к полотенцам и прочей работе. И конечно, летнее время можно использовать для подготовки пособий, демонстрационного и раздаточного материала к следующему учебному году. Дети с желанием, например, нарежут полоски, вырежут фигурки из картона, наклеят элементы на карточки, напечатают изображения печатками, сделают султанчики, сошьют мешочки и сплетут косички для занятий по физкультуре и пр.
Воспитатели направляют детскую деятельность, содействуют созданию для работы необходимых условий, выделяют определенные места (на веранде, в беседке, под деревом, под зонтом), предусматривают удобное хранение материалов (лучше разложить их по видам в коробки, так удобнее использовать материалы, поставив коробки друг на друга; коробки можно связывать тесьмой и переносить).
Поскольку для летнего периода особенно характерными являются игры с песком, водой и ветром, рассмотрим подробнее, какие поделки можно научить мастерить дошкольников для организации этих игр. Для игр с песком игрушки изготавливают из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами. Для устройства комнаты для кукол сделать мебель из прямоугольных молочных пакетов. Палатки для туристов — из трехгранных, смастерить флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, из палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона и др. Для игр с водой ребята смогут сделать катамараны из трехгранных молочных пакетов. У пакетов срезать одну из сторон, затем развернуть его так, чтобы получился квадратный карман и сделать срез. Получится одна часть катамарана. Затем таким же образом вырезать другую. Сшить обе части друг с другом, раздвинуть каждую и вставить палочки-распорки.
Для изготовления самолета на водных лыжах потребуются пластины и кусочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких заостренных палочек. Ребят можно научить мастерить забавных человечков-пловцов, которых вырезают из полосок поролона. Острые грани при этом срезают, придавая фигуркам округлые формы. Черты лица — узелки (в иголку вдевается нитка, складывается пополам, делается узелок, прокалывается поролон в листе, где должен быть глаз, игла выводится в верхнюю часть головы, нить слегка натягивается, закрепляется). К голове пришивается парик из ниток. Ребята могут смастерить из поролона буйки, кита, дельфина, акулу, спрута и другие игрушки.
Консультация
«Использование игр – экспериментов в работе с детьми дошкольного возраста»
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в экологической игре. Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования представляют собой один из видов дидактической игры.Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
-возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
-сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
-ориентации на обеспечение "культурной практики" детей в игре;
-сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
-адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
-постепенного усложнения игр;
-цикличной организации игр.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Побуждая детей к исследовательской деятельности, надо дать им возможность экспериментировать, выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Педагоги, должны придерживаться следующихправил в данной работе:
-детское экспериментирование свободно от обязательности;
-не следует строго регламентировать продолжительность опыта;
-не следует строго придерживаться заранее намеченного плана;
-дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом.Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины. Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации. С первой младшей группы дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Во 2 младшей группе познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
Задачи игры- экспериментирования:
-формировать у детей способность видеть многообразие
мира в системе взаимосвязей;
-сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) ;
-формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
-использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
-развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
Структура игры-экспериментирования:
-постановка, формулирование проблемы;
-выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
-проверка гипотез;
-подведение итогов, вывод;
-фиксация результатов;
-вопросы детей
Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в учреждении дошкольного образования должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:
-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
-развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Игры-эксперименты с детьми средней группы
Солнечный зайчик
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.
Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Смешиваем краски
Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочерёдно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого – зелёный, из красного и синего – фиолетовый и т.д.
Рисование на мокром листе
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Где вода?
Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Материал: сухой песок, сухая глина, вода.
Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.
Ход
Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»
Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).
Воспитатель. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)
Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.)
Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не припускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.)
~ Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)
Вывод. Песок лучше впитывает воду.
Посадим дерево
Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).
Материал: песок, глина.
Оборудование: ёмкости, палочки.
Ход
Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом - в ёмкость с сухой глиной.
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Куда легче посадить дерево - в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться». (Предположения детей.)
Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов.
Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.
Дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.
Куда легче втыкается палочка? (В песок.)
Почему? (Он рыхлый, неплотный.)
Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее.)
Вывод. Песок рыхлый и неплотный, глина - плотная.
Волшебный материал
Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.
Оборудование: емкость.
Ход
Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Из чего делают посуду - из песка или из глины?» (Предположения детей.)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками.
Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.
Можно ли сделать посуду из песка и глины?
Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.
Вывод. «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое-то время сохраняет форму
Играем с красками
Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал: прозрачная вода, краски.
Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход
Воспитатель читает четверостишие:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые разные.
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками.
Воспитатель. Равномерно ли будет краска растворяться вводе и что произойдёт, если смешать две разные краски?
Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной краски.
Воспитатель. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.) В другую баночку с водой воспитатель добавляет немного синей краски, размешивает. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.) Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.
Что происходит? (При соединении синей и красной краски рода в банке стала коричневой.)
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Капля краски, если ее не мешать, растворяется вводе медленно, неравномерно, а при размешивании - равномерно
Окрашивание воды
Цель: помочь выявить свойства воды.
Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический краситель.
Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, верные стаканчики.
Ход . Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета. Воспитатель. Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная.) Прогнозирование результата.
Воспитатель. Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот.
Под руководством воспитателя дети опускают рисунок в воду.
I — Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет.) Почему это произошло? (Частички краски попали в воду.) Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель.)
Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в
стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой - холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу - узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах - сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет. Фиксирование результатов эксперимента. Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод. Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воде растворяются.
Водяные весы
Цели: познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.
Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.
Ход
Воспитатель предлагает детям изготовить и посмотреть, как будут работать водяные весы.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно обращайтесь со стеклянной банкой. В банке с водой воспитатель устанавливает палку (для того чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепляет кружок картона - чашу весов. Отмечает на стенке банки уровень воды. Кладет на «чашу весов» монетку и вновь отмечает уровень воды.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результат эксперимента.
Вывод. Уровень воды изменился.
Реактивный кораблик
Цель: помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику.
Материал: вода.
Оборудование: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.
Ход
Воспитатель предлагает детям пускать кораблик.
Прогнозирование результата.
Воспитатель Как можно придать ускорение кораблику?
(Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно обращайтесь с жестяной банкой.
Воспитатель укрепляет банку на «кораблик», вливает воду. Вытекая из банки сквозь отверстие, вода задает скорость кораблику.
Вывод. С помощью движения воды можно передвигать
Друзья
Цели: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал: вода.
Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход
Воспитатель. Знаете ли вы, из чего состоит вода? (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами.
Стакан с водой на несколько минут дети под руководством воспитателя ставят на солнце.
Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки)
Это кислород.
Бутылку с водой изо всех сил трясут.
Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.
Вывод. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.
Вода бывает теплой, холодной, горячей
Цель: дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в
зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и
животные.
Материал: вода - холодная, тёплая, горячая, три кусочка льда.
Оборудование: три стаканчика, водный термометр.
Ход. Воспитатель предлагает детям сравнить температуру воды в разных стаканчиках вначале пальчиком, затем с помощью термометра.
Уточнение правил безопасности.
Во время занятия: пробовать воду необходимо начинать с самой холодной, чтобы горячей водой не обжечь пальцы; аккуратно обращаться с термометром; не брать лёд в рот. Выполнение эксперимента.
Воспитатель даёт детям стаканчики с водой разной температуры.
Воспитатель. Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (соблюдая правила безопасности). Дети выполняют задание. Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в (разных стаканчиках, затем кладёт по кусочку льда в каждый стаканчик. Сравните температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали - теплую или холодную? (Ответы детей.) Как вы думаете, где больше разных растений и животных - I в теплых морях или в холодных? (Ответы детей.)
В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Ответы детей) Жильцов там очень мало, но они есть, например особенные водоросли.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.
Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Тает льдинка
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Ледяные фигуры
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Кто играет ленточками?
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.
Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?
После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.
Почему все звучит?
Цель: помочь выявить причины возникновения звука.
Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход
Постановка исследовательской задачи.
Почему предмет начинает звучать? (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Брать предметы только по моему заданию.
Рассмотрите деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? ’(Если линейку не трогать, она не издает звук)
После этого один конец линейки плотно прижимают к столу, свободный конец дергают.
Издаёт ли линейка сейчас «голос»? (Да)
-Что происходит в это время с линейкой? (Она дрожит)
Останавливают дрожание рукой.
А есть ли сейчас звук? (Он прекратился)
Рассмотрите натянутую струну. Как заставить ее звучать? (Подергать, сделать так, чтобы струна дрожала)
Как заставить замолчать? (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом)
Лист бумаги сверните в трубочку, дуньте в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил задрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.)
Звучит только то, что дрожит (колеблется).
Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).
Вывод. Причина возникновения звука - колебания предметов.
Необычное рисование
Цель: показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.
Материал: кусочек чистой светлой однотонной ткани- белой, голубой, розовой, светло-зелёной (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, краевые, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка.
Ход
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям создать картины в подарок родным и близким.
Прогнозирование результата.
Воспитатель. Можно ли создать картину из лепестков цветов? (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель даёт детям по кусочку ткани. Предлагает набросать смесь из лепестков на ткань, разложенную на разделочной доске. Можно и произвольно насыпать лепестки с листьями, и специально выстраивать задуманную композицию. Получившуюся «картинку» накрывают полиэтиленовой пленкой, закрепляют по бокам кнопками и раскатывают скалкой либо слегка стучат по ткани молотком. Стряхивают использованные «краски», натягивают ткань на тонкую фанерку и вставляют в рамку.
Вывод. Для создания картин можно использовать различные природные материалы.
Чудесные спички
Цели: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.
Материал: вода.
Оборудование: 5 спичек, пипетка.
Ход
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со спичками.
Воспитатель. Что будет, если спички намочить?
Понадобится 5 спичек. Воспитатель надламывает их посредине, сгибает под прямым углом и кладёт на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.
Воспитатель. Что стало со спичками? (Постепенно спички расправляются и образуют звезду.)
Воспитатель. Причина этого явления, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Дерево набухает, его волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.
Вывод. Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.
Волшебные зеркала или 1? 3? 5?
Цель: познакомить со свойством зеркала.
Материал: яблоко.
Оборудование: два зеркала.
Ход
Воспитатель. Можно ли из одного яблока сделать 3,5 не используя режущие предметы? (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.
Воспитатель устанавливает два зеркала под углом больше, чем 90°. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты.
Вывод. Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Умывальников начальник
Цель: показать способ изготовления умывальника.
Оборудование: пластиковая бутылка, гвоздь или шило.
Ход
Воспитатель. Как можно помыть руки на улице, если нет крана с водой? (Предположения детей.)
Уточнение правил безопасности.
Все действия эксперимента воспитатель проводит самостоятельно.
Выполнение эксперимента.
Для изготовления умывальника необходимо взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности, примерно на расстоянии 5 см. от донышка, сделать шилом или гвоздем отверстие. Заткнуть сделанное отверстие пальцем, налить доверху воды и закрыть крышку. Слегка отвинчивая ее, получите струйку воды, Завинчивая - вы «закроете кран» своего умывальника.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Сделать умывальник очень просто.
Волшебная рукавичка
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: мелкие предметы из разных материалов.
Оборудование: магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Ход
Воспитатель демонстрирует опыт: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Дети под руководством воспитателя выясняют, почему.
Прогнозирование результата.
Воспитатель предлагает детям разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом, и те, которые не будут.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной.
Воспитатель. Почему? (В рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам.)
Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Фиксирование результатов эксперимента.
На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.
Вывод: Магнит притягивает предметы, содержащие металл.
В мире стекла
Цели: помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Оборудование: небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла,
стеклянный стакан.
Ход
Воспитатель раскладывает на столах детей небольшие стеклянные предметы.
Воспитатель. Назовите их. (Дети называют)
Предметы сделаны из стекла, то есть они стеклянные.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Нужно аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
Воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки.
Стекло бывает цветное и прозрачное. Какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности. Посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы (Ответы детей)
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие у них на столах, и потрогать их. Какие на ощупь стеклянные предметы? (Они гладкие, холодные)
Воспитатель демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, и дети убеждаются, что стекло не пропускает воду, то есть оно водонепроницаемо.
Воспитатель и дети перечисляют сосуды из стекла, в которые можно наливать жидкости. Стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от нажима или падения; к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно. Слегка ударьте специальной палочкой по стеклянным предметам и послушайте, как звучит стекло.(Стекло звонкое) Вывод. Стекло прозрачное, холодное, водонепроницаемое разной толщины, бьётся, звучит.
Естественная луна
Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.
Материал: насекомое.
Оборудование: трёхлитровая банка, пищевая плёнка.
Ход
Воспитатель. Знаете ли вы способ, как можно увеличить насекомое для разглядывания без лупы?
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.
Дети под руководством воспитателя сажают насекомое в трехлитровую банку. Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась лужа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть па предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Вода обладает свойством увеличения.
Кто нагрел предметы?
На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
Угадай-ка
Цель: помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.
Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д., мешочек,
непрозрачные коробочки одного размера.
Ход
Воспитатель демонстрирует детям пару мячей, немного отличающихся друг от друга по размеру. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются.
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Зависит ли вес предмета от его размера и материала?» (Предположения детей )
Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Воспитатель помещает все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, предлагает определить на ощупь, какая это игрушка - большая или маленькая. Затем воспитатель кладет предметы в один мешочек. Воспитатель предлагает ребёнку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались.
Вывод. Нели большой предмет, то он тяжелый, а если маленький - легкий.
Стеклянный город
Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.
Материал: краски разных цветов.
Оборудование: стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет, изготовленный из оргстекла.
Ход
Воспитатель вместе с детьми наливает в стеклянные стаканчики жидкости разных цветов.
Воспитатель. Почему видна вода? (Стакан прозрачный)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно обращайтесь с предметами из стекла.
Что будет, если один стакан поставить на солнечное место, а другой - в тень? Предлагает один стакан поставить на солнечное место, другой в тень.Температура стекла стаканчика, который стоял на солнечном месте, изменилась. Значит, стекло проводит тепло.Что будет со стеклом, если его поместить в огонь?
Воспитатель берёт тонкую стеклянную трубочку, нагревает
ее над пламенем спиртовки, затем сгибает, растягивает ее.
Дети. Под воздействием высокой температуры стекло плавится.
Воспитатель. Происходит и давление.
Воспитатель объясняет, что стекло хрупкое, и, если его ударить об пол или уронить, оно разобьется. Воспитатель предлагает детям бросить предмет из оргстекла.
Что произошло с предметом? (Он не разбился)
Почему? (Высказывания детей)
Человек усовершенствовал стекло, изобрёл оргстекло. Предметы из оргстекла не бьются.
Фиксирование результатов эксперимента.
На лист бумаги дети под руководством воспитателя наклеивают картинки с изображением предметов, выполненных из стекла.
Вывод. Есть стекло, которое не бьется, человек изобрел его и совершенствовал.
На чём полетят человечки?
Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость поль предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: вода.
Оборудование: резиновые шары и маленькие резиновые шары по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей.
Ход. Воспитатель рассказывает детям, что маленькие сказочные человечки решили отправиться в путешествие на шаре, но не знают, на каком именно. Одни предлагают резиновый шар, другие шар из ткани.
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Какой шар лучше - резиновый или из ткани?» (Предположения детей)
Воспитатель предлагает детям надуть шарики из резины и ткани. Дети понимают, что шарик из резины хорошо надувается, становится большим и не помещается в руке. Они объясняют, что резина эластична, поэтому она растягивается, а шар из ткани не надувается, гак как ткань пропускает воздух. Воспитатель незаметно прокалывает один шарик, и дети выясняют, что резина непрочная. Они объясняют, что у резины есть враги, и эти враги острые предметы: иголка, ветки деревьев и т. д. Дети напоминают маленьким человечкам, что резину надо беречь от проколов, однако, если случится прокол, резину можно склеить. Затем дети опускают в емкость с водой шары из резины и ткани, показывают маленьким человечкам, что происходит с шарами, если на них попадает вода (например в дождливую погоду). Набивной шар из ткани становится тяжелым, может упасть с высоты мокрым, изменяет форму. Резиновый шар не пропускает воду, не меняет своей формы. Дети советуют маленьким человечкам использовать для полета резиновый шар.
Дети рассматривают различные предметы из резины, на ощупь определяют структуру поверхности. Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что резина всегда возвращается в исходную позицию, так как она эластична и упруга. При этом резина может нагреваться.
На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, сделанных из резины.
Вывод. Резина эластична, не пропускает воздух, её можно заклеить, она не пропускает воду и не тонет, легко моется и не меняет формы.
Узнай всё о себе, шарик
Цели: познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.
Оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые
перчатки, резинка для волос.
Ход
Воспитатель приносит в группу воздушный шарик. Воспитатель. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, гак как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый.)
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей.)
Воспитатель. Не надувайте очень большие шарики.
Потрогайте шарик. Какая резина?
С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.
Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.
Воспитатель. Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его. Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.
Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная.) Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется.) Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика. Попала ли туда вода? (Не попала.) Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая. Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими. Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети проговаривают свойства резины.
Вывод. Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.
Мой веселый, звонкий мяч
Цели: дать понятие о том, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
Материал: вода.
Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребёнка).
Ход
Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях. Воспитатель. Какой он? (Упругий, лёгкий.)
Опускают в ванночку с водой.
Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч лёгкий). Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.
Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети делают зарисовки.
Вывод. Мячик заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы па поверхность.
Как замесить тесто?
Цель: познакомить с составом теста.
Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.
Ход
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как замешивается Тесто.
Прогнозирование результата.
Воспитатель. Какой основной продукт в составе теста? (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель демонстрирует ингредиенты для изготовления теста.
Воспитатель. Рассмотрите и назовите все ингредиенты будущего теста.
Воспитатель замешивает тесто.
Что можно слепить и испечь из теста? (Из готового теста можно слепить и испечь, например, плюшки)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто.
Вывод. Тесто изготавливают из муки.
Мыло-фокусник
Цели: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал: кусочек мыла туалетного или хозяйственного.
Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).
Ход
Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.
Уточнение правил безопасности.
Во время занятия: не брать мыло и намыленные пальцы в рот;
не тереть ими глаза.
Прогнозирование результата.
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Что станет с мылом, если его поместить в воду?» (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло.
Воспитатель. Какое мыло? (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду.
Какая вода? (Теплая, прозрачная)
Делают быстрые движения руками в воде.
Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха)
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
Каким стало мыло? (Скользким)
Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отмывают.
Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена)
Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит с пеной? (В ней появляются большие пузыри)
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свет). Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети делают зарисовки.
Вывод. Сухое мыло - гладкое. Мыло, смоченное в воде не только гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать, мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь.
Солнечные зайчики
Цели: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку любознательность.
Материал: вода.
Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).
Ход
Воспитатель читает стихотворение: Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
С. Маршак
Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «От каких Предметов будут отражаться солнечные зайчики?» (Предположения детей.)
Воспитатель. Обращаться аккуратно с зеркалом, чтобы не уронить.
Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.
Какая поверхность на ощупь? (Гладкая)
Блестящие предметы отражают солнечные лучи.
Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.
Что происходит? (Зеркало отражает солнечные лучи)
Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи.
Что происходит? (Вода их отражает)
Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать)
Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.
Что происходит? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети делают зарисовки эксперимента.
Вывод. Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.
Радуга
Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате
Материал: вода.
Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.
Ход
Воспитатель. Можно ли увидеть радугу в комнате (Предположения детей)
Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.
Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркале! на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Радугу можно увидеть и в комнате.
Необычные кораблики
Цели: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал: вода.
Оборудование: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).
Ход
Воспитатель читает двустишие:
Ты плыви, кораблик, но речке, ручейку.
Ты вези, кораблик, песенку мою.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылочки, подуть в них.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что вы услышали? («Песенку»)
Воспитатель предлагает детям превратить бутылочки в кораблики.
Прогнозирование результата.
Воспитатель. Что надо сделать, чтобы бутылочка не утонула? Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Дети, нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками.
Дети опускают одну бутылочку на воду и наблюдают за ней.
Что с ней происходит? (Она постепенно наполняется и становится тяжёлой — тяжелее воды и тонет)
Другую бутылочку воспитатель плотно закрывает пробкой. Дети опускают её на воду. Что происходит с бутылочкой? (Бутылочка не тонет). Погружают её в воду.
Что происходит с бутылочкой? (Она всплывает)
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды - такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать
Секрет сосновой шишки
Цели: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: две сосновые шишки, теплая вода.
Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).
Ход
Воспитатель читает стихотворение:
Белка шишку сорвала,
А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной,
Очень скучно ей одной.
Возьми ее и поиграй.
А во что? Сам угадай!
Прогнозирование результата.
Воспитатель. Что станет с шишкой, если её на сутки опустить в воду? (Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель предлагает детям потрогать шишку.
Воспитатель. Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, и семена вылетели). Дети рассматривают шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми). Воспитатель предлагает детям опустить шишку в теплую воду.
Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легка)
Воспитатель оставляет шишку в воде на сутки. На следующий день дети рассматривают шишку. Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид). Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)
Дети рисуют шишки - сухую и влажную.
Вывод. Сухая шишка легкая, жесткая - не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой - опускается на дно. Объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги.
«Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом».
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше). Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).
Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.
Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.
Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.
Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.
Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, лесополосе и в другие места). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.
На экскурсии детям можно рассказать, что наша страна богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины.
Лес - наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами.Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.
Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала и что можно будет сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Всем ходом беседы воспитатель побуждает детей к наблюдениям, развивает у них образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах видеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. На прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая даже изогнута, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь, поощряет тех, кто помогает отстающим товарищам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред. В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы - вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.
Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.
В старшей группе дети уже знают места экскурсии. Необходимо продолжать учить детей замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 5-6 лет уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, об ее охране в нашей стране. В итоге воспитатель сообщает, что в группе из собранного материала дети смогут сделать разные игрушки, и те, которые они делали, и новые, которые им нравятся.
В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.
Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.
Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.
После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению - игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.
Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:
1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей игрушки.
4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).
5. Изготовление игрушки.
6. Анализ и оценка детских игрушек.
Большое образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и. т.д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.
Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы - развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.
При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею - из ветки, лапки - из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя - это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.