Рекомендации заместителя заведующего по основной деятельности
Шешко Ольги Константиновны
для воспитателей дошкольного образования
«Организация работы с детьми на огороде»
Работа с детьми на огороде позволяет знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме того, труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения, координировать свои движения. Например, при прополке отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков, позволяет вырабатывать правильный захват сорняков рукой.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Например, дети узнают о том, что влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений: появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение. В процессе труда усваиваются закономерности и связи: последовательные, временные, причинные в жизни природы.
Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость. Работая на огороде, дети овладевают простейшими практическими навыками общения с сельскохозяйственным инвентарем.
В процессе труда в природе дети усваивают приемы ухода за растениями (полив, рыхление, прополка, посев, посадка, сбор урожая и т.д.).
На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе.
В младших группах основными трудовыми действиями, к выполнению которых педагог постепенно приучает детей, – это полив растений, рыхление, прополка, посев, посадка. Обучение поливу начинается с игры в песочек, когда дети научатся выделять свойства влажного и сухого песка, наблюдая переход из одного состояния в другое. Ребенка приучают к тому, что перед поливом следует обследовать почву в горшке и определить – сырая эта почва или влажная. Наряду с развитием у детей тактильного восприятия следует постепенно совершенствовать и зрительное восприятие – влажная почва более темная. При поливе растения ребенку этого возраста трудно установить достаточный уровень поливки, поэтому педагог определяет количество воды в лейке для полива одного растения. При организации полива следует обращать внимание на правильность расположения лейки во время полива – носик лейки ставится на край горшка и медленно наклоняется.
Привлечение детей этого возраста к рыхлению очень важно для овладения простейшим орудием – палочкой: ребенок учится координировать движения, устанавливать темп, совершать определенные физические усилия. Дети привлекаются к рыхлению не для помощи взрослому, а в воспитательных целях. На первых порах важно выработать у ребенка правильность выполнения действий при рыхлении и неторопливый темп.
К прополке дети привлекаются только в воспитательных целях и лишь тогда, когда растения достигли значительной величины. Педагог предварительно выпалывает наименее контрастные сорняки, жгучие, колючие, перед прополкой организует рассматривание с детьми культурных растений и подробно их обследует. Начинать прополку с хорошо знакомого детям культурного растения – лука. Это растение не похоже на сорные растения. После этого организуется прополка 2-3 видов контрастных сорняков. Детей надо учить правильным приемам прополки: захватывание, удержание, вырывание сорняков. Надо показывать детям способ вырывания сорняков с корнем: брать пальцами каждую травинку у самой земли, перед выдергиванием немного раскачать, затем выдернуть, стряхнуть землю. Однако в действиях детей часто можно наблюдать такие ошибки: захватывают растений всей горстью и срывают только наземные части (стебель, листья).
Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох и т.д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их. Для посадки выбирается лук. Обращается внимание детей на то, какой стороной посадочный материал стоит погружать в почву.
Дети среднего дошкольного возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года).
При рыхлении земли дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли), но и зрительно, замечая глянцевитость поверхности. По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Дети различают положение растений, посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений.
Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль). После того, как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы, им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь.
Для посева выбираем горох, редис, морковь, свеклу.
В старшей группе начинают обучать детей рыхлению растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы). При прополке растений детей следует учить обращать внимание на свойства культурных растений: специфический запах (укроп – пряно горький запах, бобы, горох – сладкий запах); характер поверхностного покрова листьев, стебля. Осуществляют посев крупных и мелких семян, посадку рассады томатов, капусты, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки.
Овощные культуры на грядках групп желательно не дублировать. Если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей группы тоже. Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в учреждении дошкольного образования оказывает огромное влияние на развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
Литература.
1.Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019. – 480 с.
2. Стреха, Е.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» [Электронный ресурс]. - БГПУ им.М.Танка, 2015г.
Ссылка на фотографии с экологической тропы:
https://sad2berezovka.schools.by/photoalbum/649524
Картотека подвижных игр и игровых упражнений для использования педагогами в работе на экологической тропе |
|
1 младшая группа |
|
Географическая площадка |
Солнечные зайчики Задачи: развивать ловкость, быстроту; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Описание игры: Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает: Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего зайчика. |
Птичья столовая |
Птички в гнездышках Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя. Описание игры: С одной стороны площадки разложены обручи по количеству детей. Это - «гнёздышки». Каждый ребенок - «птичка» занимает «гнездышко» — обруч. По сигналу воспитателя: Птички в гнёздышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись: Чик-чирик, всем привет! Мы летим выше всех! «птички» разлетаются в разные стороны, приседают, «клюют зёрнышки», снова «летают». По сигналу воспитателя «Птички, в гнёздышки!» дети «летят» на места (в любой свободный обруч). |
Кленовый бор |
Зайка беленький сидит Задачи: приучать детей внимательно слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения; подпрыгивать на месте на двух ногах; быстро убегать по сигналу воспитателя. Описание игры: Дети сидят на стульчиках по одной стороне площадки. Воспитатель говорит детям, что они все «зайчики» и предлагает им стать в кружок. Воспитатель произносит текст и вместе с детьми по ходу выполняет движения: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. Дети подпрыгивают на месте на двух ногах. Мишка зайку испугал, Зайка прыг... и ускакал. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Воспитатель показывает игрушку-мишку, и дети убегают на стульчики. Можно использовать разные игрушки для поддержания интереса. |
Кудрявая рябина |
Поймай бабочку Задачи: учить прыгать стоя на месте; вытягиваться повыше, стараясь достать предмет обеими руками. Описание игры: На конец небольшого прута привязывается шнур с предметом, удобным для хватания: мяч из материи, кисточка, бабочка из поролона. 6—8 детей встают в круг, воспитатель в центре держит прут. Приближая предмет к ребенку, педагог говорит: «Лови!» Приподнимает прут так, чтобы ребенок прыгал вверх, стараясь поймать бабочку. Предмет должен находиться несколько впереди ребенка, а не над головой, чтобы при прыжке малыш не закидывал голову. Зайка серый умывается Задачи: учить детей выполнять действия согласно тексту; упражнять в прыжках с продвижением вперёд. Описание игры: Все играющие образуют круг. Ребёнок, выбранный на роль «зайчика», становится в центр круга. Все произносит текст: Зайка серый умывается, Видно в гости собирается: Вымыл глазки, Вымыл ухо, Вытер сухо! Вымыл носик, Вымыл ротик, Вымыл хвостик И поскакал в гости. «Зайка» проделывает те же движения, что и все дети в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдёт «зайка», прыжками отправляется на середину круга. К мишке (собачке) в гости Задачи: упражнять детей в лазании по лесенке-стремянке приставным шагом; развивать силу ног и рук, смелость. Описание игры: Воспитатель ставит стремянку. На одну из ее перекладин сажает игрушку (мишку, собачку) и предлагает детям долезть до нее. Вначале игрушка помещается на 4-5-ю перекладину, затем повыше. Заінька Задачы: развіваць увагу, хуткасць рэакцыі, выхоўваць ласкавыя пачуцці, любоў да роднай мовы, вучыць вобразнаму выкананню рухаў. Апісанне гульні: «Заінька» стаіць у сярэдзіне круга, дзеці ідуць па крузе і спяваюць: Заінька бялюсенькі, Заінька шарусенькі, Праскачы ў дзірачку, Скача на месцы. Сагні сабе спіначку. Кланяецца ў розныя бакі. Зайка, павярніся, Паварочваецца, рукі на поясе. Шэранькі, павярніся, Тупні ножкай, паскачы, Тупае па чарзе кожнай нагой. Ды ў далоні запляшы. Пляскае ў ладкі. Усе рухі зайчык выконвае згодна з тэкстам. Па заканчэнні тэксту ен выбірае на свае месца каго-небудзь з круга, і гульня працягваецца. |
<font face="Times New Roman, serif">Овощной огород</font> |
Куры в огороде Задачи: учить детей подлезать под шнур, не касаясь руками пола; действовать по сигналу воспитателя. Описание игры: Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство - «огород». С одной стороны - дом «сторожа», с другой - «курятник», а в нем «куры». Роль «сторожа» выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу: «Куры гуляют!» дети подлезают под шнуры и ходят в «огороде», ищут корм, бегают. «Сторож» замечает «кур» и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!». «Куры» убегают - подлезают под шнуром и прячутся в дом. «Сторож» обходит «огород» и тоже возвращается домой. |
2 младшая группа |
|
Географическая полощадка |
Солнышко и дождик Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. Описание игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. Со словами: Дождь идёт! Дождь идёт! Капает всё чаще. Это - дождик-скороход, Дождик настоящий! дети убегают на свои места или прячутся под зонтик воспитателя. В это время произносится текст: Дождик выбился из сил – Он не лил, а моросил. А потом совсем устал. Даже капать перестал! Воспитатель предлагает детям позвать солнышко: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко, Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Когда воспитатель произнесёт: «Солнышко! Идём гулять!», игра продолжается. |
Кленовый бор |
У медведя во бору Задачи: учить детей ходить и бегать на носках, выполнять имитационные упражнения, убегать от ловишки, не наталкиваясь друг на друга. Описание игры: Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне - «медведь» (ребенок). Дети идут к нему и говорят: У медведя во бору шишки, жёлуди беру. Медведь не спит, и на нас рычит. Поймай бабочку Задачи: учить прыгать стоя на месте; вытягиваться повыше, стараясь достать предмет обеими руками. Описание игры: На конец небольшого прута привязывается шнур с предметом, удобным для хватания: мяч из материи, кисточка, бабочка из поролона. 6—8 детей встают в круг, воспитатель в центре держит прут. Приближая предмет к ребенку, педагог говорит: «Лови!» Приподнимает прут так, чтобы ребенок прыгал вверх, стараясь поймать бабочку. Предает должен находиться несколько впереди ребенка, а не над головой, чтобы при прыжке малыш не закидывал голову. С кочки на кочку Задачи: продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания. Описание игры: На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30—35 см. Расстояние между кружками примерно 25—30 см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный воспитателем ребенок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперед. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, он шагом возвращается обратно. Затем упражнение выполняет следующий. Вожык і мышы Задачы: развіваць хуткасць, спрыт, вынослівасць, рашучасць. Апісанне гульні: Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык — тупу-туп, Весь калючы, востры зуб! Вожык-вожык, ты куды? Ад якой бяжыш бяды? После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит: Вожык ножкамі туп-туп! Вожык глазкамі луп-луп! Чуе вожык — усюды ціш, Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш! Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит: Бяжы, бяжы, вожык, Не шкадуй ты ножак, Ты лаві сабе мышэй, Не лаві нашых дзяцей! Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз. Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры. |
Птичья столовая |
Скворечники Задачи: упражнять в умении бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу. Описание игры: На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это - скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают - летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Указания к игре. Заканчивая игру, педагог (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник Птички в гнездышках Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя. Описание игры: С одной стороны площадки разложены обручи по количеству детей. Это - «гнёздышки». Каждый ребенок - «птичка» занимает «гнездышко» - обруч. По сигналу воспитателя: Птички в гнёздышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись: Чик-чирик, всем привет! Мы летим выше всех! «птички» разлетаются в разные стороны, приседают, «клюют зёрнышки», снова «летают». По сигналу воспитателя «Птички, в гнёздышки!» дети «летят» на места (в любой свободный обруч). |
Уголок нетронутой природы |
На лугу Задачи: развивать ловкость, быстроту; воспитывать любовь к природе. Описание игры: С помощью считалки выбираются бабочки, стрекозы и галка, остальные дети-цветы или трава за которой могут спрятаться насекомые. Дети, изображающие цветы и траву стоят по кругу. Бабочки и стрекозы бегают по всему участку. Но как только заканчивается музыка они должны забежать (спрятаться) за каким - нибудь цветком. Цветов и травы по количеству детей меньше, чем бабочек и поэтому бабочки и стрекозы должны быстро ориентироваться, чтобы не остаться без домика. Бабочки и стрекозы бегая в разных направлениях должны имитировать движение настоящих насекомых, о которых получили знания на занятиях по познавательному развитию. Птица - галка вылетает стремительно и ловит (дотрагивается) всех, кто замешкался. Бабочки на лугу Задачи: развивать у детей умение выполнять характерные действия, упражнять в приседании, действовать по сигналу воспитателя. Оборудование: сачок. Описание игры: Выбирается - ведущий с сачком, остальные дети – бабочки. Бабочки летают, ведущий ходит по лугу с сачком и говорит слова: На лужайке, на лугу бабочки летали. Всех увидеть я смогу, всех я посчитаю! Раз, два, три, четыре, пять, Буду бабочек считать: кто на лепесточке, На аленьком цветочке, кто на веточке, А кто в сеточке. Ты замри, не шевелись, И в цветочек превратись! На последние слова бабочки приседают и замирают. Ведущий ходит между ними, ловит бабочек сачком, кто из бабочек шевелится, того поймали (выбывает из игры). |
Фруктовый сад |
Грушка Задачы: удасканальваць навыкі бегу з выкрутамі, уменне хутка арыентавацца ў навакольным. Апісанне гульні: Дзеці ўтвараюць круг, у сярэдзіне якога знаходзіцца дзяўчынка ці хлопчык. Гэта і ёсць «грушка». Дзеці ідуць у карагодзе вакол грушкі і спяваюць: Мы пасадзім грушку Усе, усе, Няхай наша грушка Расце, расце. Вырасці ты, грушка, Вось такой вышыні, Распусціся, грушка, Вось такой шырыні! Расці, расці, грушка, Ды ў добры час. Патанцуй, Марылька, Паскачы для нас. А ужо наша грушка Распусцілася, А наша Марылъка Зажурылася. А мы тую грушку Весяліць будзем. I з нашай Марылькай Скакаць будзем. На словы «I з нашай Марылькай скакаць будзем» дзеці падыходаяць да грушкі і выконваюць разам з ёй танцавальныя рухі. Правілы гульні: дзеці павінны выконваць танцавальныя рухі, узгадняючы іх са словамі песні. |
Овощной огород |
Огуречик Задачи: учить детей действовать согласно тексту; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Описание игры: Один ребенок - водящий «огуречик» - находится в стороне от всех детей. Играющие приближаются к водящему, ритмично приседают и говорят: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. С окончанием слов дети разбегаются, водящий их ловит. |
Средняя группа |
|
Птичий городок |
Совушка Задачи: учить детей быстро действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Описание игры: Все играющие - «птички», один ребёнок - «сова», которая находится в стороне площадки. По сигналу «День!» «птички» разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «Ночь!» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает «сова», высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Воспитатель читает стихотворение: У совы, у старой, Не глаза, а фары - Круглые, большие, Страшные такие... Ночь вошла в свои права, В путь пускается сова. Всё глаза огромные Видят ночью тёмною. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «День!», «сова» улетает в гнездо, «птички» бегают по площадке. Птички и кошка Задачи: учить детей спрыгивать со скамеек на носки на полусогнутые ноги, бегать по площадке врассыпную, по сигналу взбираться на скамейки, не держась друг за друга. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений. Описание игры: 3-4 ребёнка изображают птиц, остальные - птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях — залезают на возвышение, вылетают, (спрыгивают на обе ноги), только по зову, птицы и бегают в пределах площадки. По сигналу воспитателя птенчики летят на возвышения, а кошка старается поймать птичек. Кошка не может ловить того кто стоит на возвышении, кошка пытается поймать птиц. Вороны Задачи: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, выполнять действия, согласовывая их с текстом. Описание игры: Все дети — «вороны». Воспитатель говорит: Вот под елкой запушенной Скачут по снегу вороны, Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! Только ночка наступает, Все вороны засыпают. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! Из-за корочки подрались, Во всё горло раскричались Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! Перелет птиц Задачи: учить детей лазать по гимнастической лестнице переменным шагом: развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног. Описание игры: Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами - это «деревья». По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «Буря!» влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах (3—4 ребенка на пролете). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла!» - «птицы» спокойно спускаются с «деревьев», продолжают летать. Хворы Верабей Задачы: удасканальваць навыкі спрытнага бегу, умение дзейнічаць па сігналу, выхоўваць адмоўныя адносіны да несумленных учынкаў. Апісанне гульні: дзеці бяруць сабе назвы птушак — верабей, сава, сініца, кулік і г. д. Дзіця, якое імітуе вераб’я, кладзецца і робіць выгляд, што хворае. Каля вераб'я увіхаецца сава. Да савы падыходзідь сініца і пытаецца: — Ці дома верабей? — Дома. — Што ён робщь? — Хворы ляжыць. — Што яму баліць? — Плечыкі. — Схадзі, сава, у агарод, сарві траўкі-грэчкі, папар яму плечкі. — Парыла, сінічка, парыла сястрычка, Яго пара не бярэ, толькі гарачкі прыдае. Сінічка адыходзіць, а да савы падыходзяць усе птушкі і пытаюттца: —Ці дома верабей? — Дома. — Што ён робіць? — Па двары шнырыць, крошкі збірае, дадому не ідзе, каноплі крадзе. Пачуўшы гэтыя словы, верабей уцякае, а дзеці гоняцца за ім, стараючыся злавіць вераб'я. Правілы гульні: дзіця-верабей можа схавацца толькі ў доме савы. |
Царство можжевельников |
Пастух и стадо Задачи: учить детей ползать на четвереньках, прогибая спину. Действовать по сигналу. Развивать внимание. Описание игры: Дети изображают стадо коров, телят. Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель говорит: «Ранним - рано поутру, пастушок Ту-ру-ру-ру-у! а коровки в лад ему затянули: Му-Му-Му-Му!» на слова Ту-ру-ру-ру-у, пастушок играет в рожок, после слов Му-му-му, коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки и стадо идёт на зов пастуха. Он гонит их в поле -на другую сторону площадки. Там стадо пасётся некоторое время, затем пастух гонит их обратно в хлев. Выбирают нового пастуха, игра повторяется. Зайцы Задачи: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; развивать быстрый бег. Описание игры: Дети - зайцы располагаются в норках - кружочках, нарисованных на земле. На противоположной стороне - конура собаки, перед ней огород с грядками (черточки или косички на расстоянии 20—30 см одна от другой). «Зайцы» бегут в «огород», прыгают через «грядки». На сигнал «собака бежит» убегают в «норки», «собака» ловит «зайцев». Игра повторяется с новой «собакой». Браднік Задачы: развіваць уменне хутка арыентавацца ў навакольных абставінах, удасканальвадь навыкі лёгкага бегу; выхоўваць смеласць, вытрымку. Апісанне гульні: Па лічылцы выбіраюць рыбака і завязваюць яму вочы хусцінкай. Усе астатнія дзеці — рыбкі. Пляскаючы ў ладкі, дзеці-рыбкі перамяшчаюцца (ходзяць, бегаюць вакол рыбака). Рыбак стараецца каго-небудзь злавідь. Калі на шляху рыбака сустракаецца якая-небудзь перашкода (сцяна, лаўка, крэсла...), дзеці гавораць рыбаку: «Глыбока!» Калі рыбака адыдзе ад перашкоды, дзеці гавораць: «Мелка!» Калі рыбак зловіць каго-небудзь, ён павінен адгадаць па голасу, каго злавіў. На пытанне рыбака: «Хто ты?» злоўлены адказвае: «Я — акунь». Калі не адгадаў, дзеці яму крычаць: «Жабу злавіў!» Рыбак адпускае злоўленага і зноў пачынае лавіць. Правілы гульні: ігракі павінны ўвесь час перамяшчадца па пляцоўцы і абыходзіць рыбака. Калі рыбак па голасу не адгадаў, каго з даяцей-рыбак ён злавіў, сам становіцца рыбай, а непазнаны ігрок— рыбаком. |
<font face="Times New Roman, serif">Разноцветный оркестр</font> |
Садовник Задачи: формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка; быстро реагировать на слова водящего, вести диалог; Описание игры: выбирается «садовник», остальные дети «цветы». Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок). Ребенок (играющий роль этого цветка). Я. Садовник. Что такое? Роза. Влюблена. Садовник. В кого? Роза. В ромашку. Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником. Собери букет Задачи: развивать быстроту реакции, двигательные навыки. Описание игры: Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «тюльпан, роза, нарцис…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется. |
Овощной огород |
Агароднік Задачы: удасканальвадь навык хадзьбы па кругу, бег, змяняючы тэмп і напрамак; развіваць увагу. Апісанне гульні: Кожны з дзяцей называе сябе якой-иебудзь гароднінай: рэпай, рэдзькай, цыбуляй, морквай, радыскай і г. д. і становщца у круг. Адзін з дзяцей выбіраецца агароднікам. Ен выходзіць на сярэдзіну круга і стукае палкай аб зямлю. У яго пытаюцца: — Хто там? — Агароднік! — За чым прыйшоў? — За рэпай! Пасля такога адказу ўсе вадуць карагод і спяваюць: Зверху рэпа зялёная, У сярэдзіне тоўстая, К канцу вострая. Хавае хвост над сябе. Хто да яе ні падыдзе, Усялякі за віхор возьме. Агароднік павінен адгадаць, хто з дзяцей назваў сябе рэпай. Капа ён адгадае правільна, рэпа ўцякае, інакш агароднік зловіць яе і павядзе ў свой агарод. Правілы гульні: агароднік не павінен ведаць, якое дзіця названа рэпай, адгадваць дзіця-рэпу ён можа тры разы, калі не адгадае, агародніка мяняюць». |
Старшая группа |
|
<font face="Times New Roman, serif">Кленовый бор</font> |
Хитрая лиса Задачи: учить детей незаметно дотрагиваться до одного играющего, уметь скрывать и не показывать вида, что назначен на ведущую роль. Совершенствовать быстрый бег с увёртыванием. Описание игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит детей с внешней стороны круга и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них «хитрая лиса», не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза произносят (с небольшими промежутками): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. После третьего раза, играющий, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а «лиса» их ловит. Пойманные дета садятся на скамейку. Игра заканчивается по сигналу воспитателя: «В круг!» Подсчитываются пойманные и непойманные дети. Игра возобновляется с новой «лисой». С кочки на кочку Задачи: учить детей прыгать в длину с места, сильно отталкиваясь и мягко приземляясь на полусогнутые ноги. Описание игры: На земле чертят две линии - два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки - кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30,40, 50, 60, 70, 80 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота. Прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию. Нельзя становиться ногой между кочками; тот, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат; выручать можно после того, как все переправятся на берег. Шмель Задачи: упражнять в катании мяча друг другу без остановки; развивать внимание, точность. Описание игры: Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Игроки руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в нога). Тот, кого коснулся мяч («ужаленный»), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь «ужаленный» поворачивается спиной в круг. Охотники и зайцы Задачи: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу; закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев; развивать ловкость, глазомер. Описание игры: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2—3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя. |
Птичья столовая |
Ястреб и утки Задачи: развивать у детей ловкость, быстроту, смелость; учить увёртываться от водящего во время перебежек из круга в круг. Описание игры: На площадке рисуют два круга - это «озёра», между ними расстояние 5-10 шагов. С помощью считалки выбирают «ястреба», он встает между «озёрами». Остальные дети -«утки». Они плавают в своих «озёрах». По сигналу «утки» меняются местами. В это время «ястреб» ловит «уток». «Ястреб» только дотрагивается до «уток», когда они находятся вне «озера». В «озере» «уток» ловить нельзя: пойманные «утки» выбывают из игры и возвращаются на места после подсчета и смены «ястреба». Для выбора «ястреба» можно использовать следующую считалочку: Жил в реке один налим. Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учти их считать: Раз, два, три, четыре, пять. |